Украинский след в «Новом немецком кино» — «Тони Эрдманн» и фильмы Лозницы

Сeгoдня в Укрaинe стaртoвaл фeстивaль «Нoвoe нeмeцкoe кинo», кoтoрый прeдстaвляeт лучшиe нeмeцкиe прeмьeры минувшeгo гoдa — прoвoдит для зритeлeй «углублeнный экспрeсс-курс пo пoслeдним сoбытиям в кинo Гeрмaнии».

Тaкoe oпрeдeлeниe свeрxзaдaчи фeстивaля, сфoрмулирoвaннoe oргaнизaтoрaми, — кoмпaниeй «Aртxaус Трaфик» и Гeтe-Институтoм, — нe лишeнo смыслa. Oнo oснoвaнo нa мнoгoлeтнeм пoзитивнoм oпытe, — фeстивaль прoxoдит в 22-й рaз, — a тaкжe нa тщaтeльнoм oтбoрe фильмoв, которые будут представлены на суд украинских зрителей.

В палитре немецких картин, отобранных для показа:

  • историческая драма Ларса Крауме «Государство против Фрица Бауэра» о прокуроре, который в 1950-е годы истово преследовал палачей-нацистов, пытаясь найти и привлечь к суду Адольфа Эйхмана;
  • монументальная трехчасовая документальная лента «Overgames» (режиссер Лутц Даммбек) — про популярное в ФРГ в 1960-е телевизионное шоу «Не нервничай», которое было призвано побороть психологические проблемы немцев и в то же время манипулировало их сознанием;
  • черно-белая драма Дорис Дерри «Привет из Фукусимы» — о немецкой девушке, которая пытается совладать с личной травмой, помогая пожилой японке-гейше, оставшейся жить на пораженной радиацией территории после аварии на АЭС (фильм был отмечен этим летом Одесским МКФ);
  • драматическая комедия Оскара Релера «Смерть хиппи! Да здравствуют панки!» про бурное взаимодействие субкультур в Западном Берлине в 1980-е годы,
  • а также блок немецких короткометражных фильмов.

«Тони Эрдманн» — один из лучших фильмов года

Главными же участниками фестивальной программы станут фильмы, опосредованно связанные с Украиной — немецкий номинант на премию «Оскар» лучшему иноязычному фильму «Тони Эрдманн» (режиссер Марен Адэ) и программа ранних коротких метров Сергея Лозницы.

Картина «Тони Эрдманн» — один из лучших фильмов этого года в мировом кино и уже лучший фильм 2016-го по версии Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. Организаторы нарекли ленту «трагикомедией», чтобы хоть как-то «впихнуть» широкое эмоциональное разнообразие, предложенное Марен Адэ, в прокрустово жанровое ложе. Комедии в фильме, пожалуй, все же больше, пусть она и проявляет себя достаточно парадоксально. Трагическое же предстает скорее в форме извечных экзистенциальных вопросов — необходимости понять, что важно в жизни, примириться с близкими людьми и со смертью.

Главный герой ленты — 68-летний школьный учитель музыки Винфред (Петер Симонишек), любитель острых розыгрышей, «опрокидывающих» будничный ход вещей. Он отправляется в Бухарест, чтобы наладить отношения с дочерью Инес (Сандра Хюллер) — успешным бизнес-консультантом, которая работает над тем, чтобы минимизировать затраты крупной корпорации, стремящейся перевести производство из дорогой Европы в дешевый «третий мир» и сделать это с минимальными потерями для своей репутации.

Погруженная в работу Инес, истово искореняющая в себе все человеческое, бьющаяся за продвижение по службе и игнорирующая всех, кто находится в ее подчинении, предстает своеобразным средоточием стрессов и пороков, связанных с напряженной, ориентированной на максимальный успех деятельностью. Само собой, ей не до отца. Поэтому, чтобы побыть рядом с дочерью, герой примеряет на себя личину «коуч шефа», созданную специально для розыгрышей. Так появляется Тони Эрдманн — во взлохмаченном парике и с накладными кривыми зубами, в мешковатом костюме и с широкими манерами манипулятора, обучающего «как приобретать друзей».

Несмотря на тревожную карикатурность образа, начальство Инес воспринимает Тони Эрдманна вполне серьезно — и дочери приходиться поддерживать его игру. Развивать с ним отношения, открывая свою жизнь отцу. И открывая себя для жизни, выходить из кокона достижения исключительно бизнес-целей.

Несколько абсурдная игра отца и дочери, представленная в фильме, замешана на ритуалах корпоративной культуры, надрывах семейных отношений, прозрачной, но неагрессивной критике современного глобального капитализма и диктата навязанных обществом социальных ролей.

Длится «Тони Эрдманн» долгие 2 часа 40 минут, бесконечно тревожа зрителя ощущением приближающегося финала, которое раз за разом оказывается ложным. Тем самым Марен Адэ превращает театральную (во многом) историю в отголосок реальной жизни, которая продолжает идти своим чередом, минуя правила художественной формы. Этому способствует и пристальное внимание к деталям психологии, выраженным в аккуратных — предельно точных — деталях актерской игры.

Есть в «Тони Эрдманне» и малый украинский след. Стоит отметить, что в иностранных фильмах, обладающих престижными наградами, таковой след у нас находить пытаются регулярно, не всегда оправданно приписывая чужие достижения украинцам. Однако, лента Марен Адэ — тот случай, когда об украинском участии действительно можно говорить, ведь оно материально — запечатлено на экране. В ленте в роли второго плана снялась талантливая украинская актриса Виктория Малекторович. Она уверенно играет русскую жену корпоративного босса, которую Инес должна водить по магазинам и всячески развлекать.

Рискованное решение — фильмы Лозницы на фестивале немецкого кино

Некоторое отношение — благодаря украинскому режиссеру — к Украине имеют и ранние короткометражные ленты выдающегося документалиста Сергея Лозницы, снятые им России с 1996 по 2004 годы. Решение организаторов представить их в рамках фестиваля немецкого кино — незаурядное и рискованное, но, безусловно, заслуживает похвалы.

С Германией фильмы связывает то, что Сергей Лозница много лет живет в Берлине, он — член Европейской киноакадемии, где представляет именно Германию, а ленты, вошедшие в альманах, были отмечены наградами немецких фестивалей в Лейпциге, Оберхаузене, Аугсбурге, Потсдаме.

Избранные короткометражные работы Сергея Лозницы показывают эволюцию его сдержанного, лишенного закадрового комментария и подсказок документального стиля, основанного на поиске ответа на извечный — центральный — вопрос кинематографа: «Куда ставить камеру?» Ракурс, под которым Сергей Лозница неспешно вглядывается в реальность, в свою очередь подталкивает и зрителя к поиску ответов — уже на вопросы жизни, «отобранной» в кадр.

В программе будут представлены три фильма Сергея Лозницы:

  • «Портрет» (2002) — коллекция живых неподвижных черно-белых портретов жителей российской глубинки, неумолимо фиксирующая тяжесть покосившегося бытия;
  • «Фабрика» (2004) — состоящая из двух частей картина, посвященная «мужскому» и «женскому». Эти начала в фильме связанны с раскаленным металлом, брызжущим искрами, и глиной, принимающей избранные формы. Но в любом случае — с механикой наперед заданных производственных ритмов, процессов. Одним из операторов ленты стал украинский мастер Сергей Михальчук.
  • «Сегодня мы построим дом» (1996, совместно с Маратом Магамбетовым) — пожалуй, самая интригующая работа фестиваля — первый фильм Сергея Лозницы. В нем черно-бело запечатлен один день жизни на русской строительной площадке, где перекур важнее работы.

Фестиваль «Новое немецкое кино» открывается в столичном кинотеатре «Киев» 13 октября и продлится до 19 октября.

Детальная программа в «Киеве».

Кроме Киева показы пройдут в Харькове, Черновцах, Днепре, Одессе и Львове:

в Черновцах («Кинопалац Черновцы») — 20–26 октября

в Днепре («Правда-кино») — 27 октября — 1 ноября,

во Львове («Планета-кино» в ТРЦ Форум) и Одессе («Родина») — 3–8 ноября,

в Харькове («8 1/2″) — 10–16 ноября.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.