Тaк нaзывaeмaя бюджeтнaя aвиaкoмпaния «Пoбeдa» oпубликoвaлa oчeрeдную вeрсию свoиx прaвил прoвoзa бaгaжa и ручнoй клaди. В ниx, в чaстнoсти, сoдeржaтся крайне странные и ограничивающие права пассажиров положения, входящие в противоречие с новыми Федеральными авиационными правилами.
Пункт 9.1 новых правил авиакомпании «Победа» теперь выглядит так: «Для безопасного размещения в пассажирском салоне максимальные суммарные габариты Ручной клади и вещей из пункта 135 ФАП-82 не должны превышать 36 × 30 × 27 сантиметров (общий размер всех предметов). Ручная кладь и вещи из пункта 135 ФАП-82 по количеству и весу не ограничиваются, но должны свободно помещаться в калибратор (измеритель) Ручной клади с логотипом авиакомпании, установленный в аэропорту». Следующий пункт 9.2 требует оплачивать провоз всего, что не поместилось в «калибратор» (это стоит 1499-2000 рублей), сообщает Aviablogger.com.
Иными словами, «Победа» намерена требовать, чтобы вся ручная кладь плюс все гарантированные законом безусловно бесплатные предметы (портфель, дамская сумка, портплед, верхняя одежда и прочее вплоть до букета цветов, а также требуемые по медицинским показаниям предметы — трость, костыли, роллаторы и прочее) «свободно помещались» в её, не имеющий аналогов в мире, крохотный «калибратор» размером 36×30×27 сантиметров.
Между тем даже новая версия Федеральных авиационных правил (ФАП-82), принятия которых, по собственному признанию, так добивался «Аэрофлот» в интересах «Победы», содержит требование о провозе всех безусловно бесплатных предметов сверх нормы ручной клади, установленной авиакомпанией. То есть ФАП не позволяют авиакомпании требовать, чтобы эти предметы (за исключением крупногабаритных предметов типа детских колясок) соответствовали каким-либо её нормам, укладывались в любые калибраторы и тому подобное.
«Победа» никак не объясняет эту коллизию, однако объяснение, возможно, содержится в истории этой авиакомпании. Напомним, что в начале 2016 года «Победа» внезапно стала требовать, чтобы вышеупомянутые бесплатные предметы укладывались в 75 сантиметров по сумме трех измерений, хотя ФАП запрещали устанавливать подобные ограничения. «Победа» проиграла судебный процесс по этому вопросу, однако в течение года продолжала оспаривать вердикт еще в трех следующих судебных инстанциях. Лишь уступив в мае 2017 года в Верховном суде, «Победа» привела правила в соответствие закону — но нам неизвестны факты возврата пассажирам денежных средств, полученных авиакомпанией за год с лишним очевидных нарушений ФАП.
Абсурдность требований «Победы» проявится еще ярче, если вспомнить, что некоторые предметы из безусловно бесплатного списка ФАП вообще по своей сути никак не могут поместиться в ящик-калибратор «Победы». Это прежде всего верхняя одежда и портплед, подавляющее большинство имеющихся на рынке портфелей, а также почти все требуемые пассажиру по медицинским показаниям предметы (попробуйте разместить трость в калибратор, будете приятно удивлены).
Тезис «Победы» о том, что её требования вызваны необходимостью «безопасного размещения» ручной клади в салоне, опровергается самим же перевозчиком. За 1499–2000 рублей эта компания легко готова разрешить провоз более крупных вещей с суммой габаритов в 115 сантиметров, и вопрос «безопасного размещения» при уплате этой суммы сразу же снимается.
Словом, вступление в силу новых ФАП, резко урезающих права пассажиров по сравнению с их прошлой версией, вовсе не означает конец спорам и проблемам с ручной кладью. Наоборот, пассажиры «Победы» столкнутся с еще более жестким прессингом перевозчика. Тем, кто готов летать этой компанией, нужно быть готовым и к долгим дебатам с представителями «Победы» о соответствии её правил ФАП, и возможно, к судебным разбирательствам с перевозчиком по итогам каждого полета.
В любом случае всем пассажирам «Победы», желающим воспользоваться своим правом на провоз безусловно бесплатных предметов, следует иметь в кармане копию ФАП-82 при любом полете этой компанией. Стоит помнить, что спорами с представителями компании на стойке регистрации и на выходе на посадку дело может не ограничиться — претензии к ручной клади у «Победы» могут предъявлять и бортпроводники.
Напомним, что пассажирам, намеренным воспользоваться услугами «Победы», следует иметь в виду и ряд других особенностей этой авиакомпании, проявлять крайнюю осторожность и внимательность и быть готовыми к различным сложностям и неожиданностям как при бронировании билета, так и во время самого перелета. Напомним, что для билетов, проданных с 30 сентября, «Победа» разрешает бесплатно провозить лишь миниатюрную ручную кладь со странными габаритами в 36×30×27 сантиметров. Вместе с тем провоз небольшого сдаваемого багажа хотя и перестал быть бесплатным, но по-прежнему дешев. «Победа» ввела новый сбор за 10 килограмм сдаваемого багажа и он равен 499 рублям (1000 рублей при оплате в аэропорту). Багаж в 20 килограмм по-прежнему стоит 1499 рублей (в аэропорту — 3000). Стоит помнить, что ко всем онлайн-сборам и тарифам «Победы» нужно прибавлять 2%.
Питание на борту отсутствует независимо от продолжительности рейса, а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь. При покупке на сайте «Победы» в билет по минимальному тарифу «Стандарт» компания по умолчанию включает платную страховку, для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Кроме того, теперь по умолчанию стал включаться и платный выбор мест для пассажиров, летящих не в одиночку.
Есть проблемы и при сдаче или смене билета в случае сбоев в полетах или изменений расписания — телефон бесплатного call-центра для вынужденных изменений и возвратов «Победой» скрывается. С посадкой на рейс тоже бывают проблемы — «Победа» может загнать пассажиров в перронный автобус еще до появления самого самолета в аэропорту. Выбор места платный, а для стимулирования покупки этой услуги «Победа» может умышленно рассаживать летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и запрещает пересаживаться на иное место. В минувшем году это привело к громкому скандалу: «Победа» сдала в полицию семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете — после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей с каждого из пассажиров за смену места.