«Она» Поля Верховена: на грани эротического триллера, психологической и производственной драм и даже политической сатиры

«Oнa»

Рeжиссeр Пoль Вeрxoвeн

В глaвнoй рoли Изaбeль Юппeр

Фрaнция, Гeрмaния, Бeльгия, 2016 гoд

Кaртинa знaмeнитoгo гoллaндскoгo рeжиссeрa Пoля Вeрxoвeнa «Oнa» искуснo бaррaжируeт нa грaни эрoтичeскoгo триллeрa, псиxoлoгичeскoй, сeмeйнoй и прoизвoдствeннoй дрaм и дaжe кoмeдии с элeмeнтaми сoциaльнo-пoлитичeскoй сaтиры.

В тaкoм бесконечном «опровержении» ожиданий зрителей кроется один из главных плюсов картины. Другие во многом связаны с творчеством знаменитого 78-летнего режиссера, известного в первую очередь голливудским фильмом «Основной инстинкт». Как и прежде, автор не чурается откровенных сцен, готов бесконечно пугать зрителя, а также шутить над традиционными ценностями. В общем, продолжает творить в свойственной себе манере — акцентируя внимание на «телесном», в равной мере завораживающем и отталкивающем.

В то же время его — голландца — лента оказывается удивительно наполненной истинно французским шармом, который создают без визуальных туристических манков — деталями повседневного, особенностями межличностного общения, передающими национальный характер. Способствует этому и выдающаяся работа главной, пожалуй, франкоязычной актрисы современности — Изабель Юппер. Недаром Франция выдвинула фильм на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Подобное признание тем более ценно, учитывая болезненную тему картины. Лента начинается с изнасилования, которое — на фоне все еще черного экрана — наполняет болью звуковое пространство фильма. А дальше творцы картины усугубляют этот шок-эффект еще несколькими сексуальными сценами разного масштаба, форм и вариаций (в том числе сценами виртуальными — компьютерной имитацией, приумножающей фантазии, окружающие героев).

Вначале, правда, кажется, что фильм пойдет иным путем. Оставив за кадром краеугольное событие, Поль Верховен академически концентрируется на его психологических последствиях. Главная героиня Мишель (магнетическая Изабель Юппер) — уверенная в себе, интеллектуальная, сильная женщина, руководитель компании по производству компьютерных игр — не идет в полицию, но самостоятельно переживает травму, обыденно сообщая о случившихся событиях близким друзьям в ресторане. Впрочем, насильник не оставляет ее в покое, преследует. И она начинает искать его.

Соединяя психологический мрак, сексуальную патологию и банальность повседневного семейного и социального общежития, исполненного как добра, так и зла, Поль Верховен регулярно рождает абсурдные, исполненные комизма ситуации:

  • сдержанность успешной Мишель оттеняет эмоциональная неустроенность ее непутевого сына, работающего в «Макдональдсе» и живущего с беременной девушкой, которая им помыкает;
  • мать героини на восьмом десятке пластических операций находит молодого любовника-альфонса, которого хочет взять в мужья;
  • ожидаемо «типажными» предстают разработчики компьютерных игр, с которыми сотрудничает героиня;
  • колоритной оказывается и пара соседей, живущих в особняке напротив: истово верующая католичка, украшающая дом на Рождество, и ее респектабельный муж с маслянисто-порочным взглядом.

Собственно, тот факт, что во мрак жизнь героини спускается именно под Рождество — в самый рекламно-светлый период года, — лишь добавляет черного юмора ленте. Впрочем, распутывая головоломку взаимоотношений Мишель с окружающими, становится понятно, что пережитая только что травма для нее — отнюдь не первая. С травмами она приучена жить с детства — своим отцом и жуткой трагедией, которой, не стоит сомневаться, будет уделено должное экранное внимание. Так что новые события не могут отобрать иллюзии, веру, надежду, потому что их нет.

Изабель Юппер, пожалуй, является одной из немногих актрис, которым по силам достоверно создать образ героини, исполненный внутреннего психологического надлома, скрытого холодной маской внешней уверенности — непроницаемого, практически воскового лоска. Актрисой, способной выстроить игру на минимальных деталях, когда легкая улыбка кончиками губ способна взорвать зал множеством смыслов.

Конечно, таких малых деталей для полной дешифровки происходящего недостаточно. Поэтому Пол Верховен дополняет историю несколькими монологами Мишель — глубоко искренними и в то же время обращенными к малоизвестным людям (фактически, к самим зрителям, которых делают ее конфидентами). Но при этом не открывает всех карт, до самого финала приумножая двусмысленность.

Игра Изабель Юппер сближает самобытную картину голландца (Поль Верховен снимает, как и всегда, ни под кого не подстраиваясь) с двумя важными явлениями европейского кино — творчеством Михаэля Ханеке и Клода Шаброля. С обоими классиками у французской актрисы сложился очень тесный творческий тандем, для нее, в общем, нехарактерный — обычно она не снимается у одного и того же режиссера дважды, тем более не сотрудничает на регулярной основе.

Вихри сексуальности и насилия, подобные тем, что закружили Мишель, в свое время кружили драмой Мишеля Ханеке «Пианистка». Акцент на пороках, сокрытых лоском традиционного буржуазного уклада, был свойственен Клоду Шабролю, ушедшему пять лет назад. Оба режиссера постоянно говорили и о банальности окружающего нас зла, которое маскирует тонкий налет цивилизованности. Поль Верховен и Изабель Юппер напряженно и в меру иронично продолжают этот откровенный важный разговор.

Автор: Сергей Васильев

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.