Срeди мнoгoчислeнныx мeчeтeй Стaмбулa кaждaя имeeт свoю нeпoвтoримую истoрию, нaибoлee интeрeсныe и увлeкaтeльныe из этиx истoрий будут рaсскaзaны в стaтьe мeчeти Стaмбулa (oбзoр мeчeтeй являющиxся истoричeскими дoстoпримeчaтeльнoстями).
Айя-София
Собор святой Софии был возведен в пятьсот тридцать седьмом году по приказу императора Юстиниана на месте храма святой Софии, сожженного в период восстания “Ника!”. Новый собор, по замыслу Юстиниана, должен был стать символом несокрушимого могущества императора.
Для строительства были приглашены два лучших архитектора Византии: Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. На материал тоже не скупились, на стройку доставлялось бесчисленное количество золота, серебра, слоновой кости, драгоценных камней и только лучший византийский мрамор. Из древнего языческого Храма Солнца в Риме и Храма Артемиды в Эфесе были вывезены мраморные колонны, послужившие в дальнейшем декоративными элементами Святой Софии.
За пять лет, усилиями более чем десяти тысяч рабочих, был возведён великолепнейший в истории Византии христианский храм, ставший центром религиозной жизни империи на девятьсот шестнадцать лет.
В мае тысяча четыреста пятьдесят третьего года в пределы Айя-София впервые вошел человек, изменивший историю Византии – турецкий султан Мехмед II. Покорённый красотой собора, он приказал превратить его в мечеть.
Вокруг Айя-София воздвигли четыре минарета, а крест был заменён полумесяцем. Все уникальные фрески и мозаики, изображавшие лики святых и сюжеты из библии, были замазаны известью. Появились михраб, по причине христианской традиции постройки здания, расположенный под углом относительно основной конструкции, и ложа султана. Так закончилась история главного символа могущества Византийской Империи.
В тысяча девятьсот тридцать пятом году, во избежание конфликтов между христианами и мусульманами, Айя-София объявлена музеем.
АхметСултан (голубая мечеть)
АхметСултан – самая большая и необычная мечеть в Турции, вопреки общепринятым правилам, она имеет не четыре, а целых шесть минаретов.
Построено это чудо было по воле девятнадцатилетнего султана Ахмеда I. Он желал подарить своим подданным истинно мусульманскую мечеть, не уступающую в своей роскоши обращенной в ислам Айя-София, которая на тот момент являлась главной мечетью Стамбула.
Строить новую мечеть было решено вблизи султанского дворца Топкапы. Для этого пришлось разрушить византийский царский дворец и часть древнего ипподрома. Пострадали и многие раннеосманские постройки.
Главным архитектором стал Седефкар Мехмет-Ага – бывший янычар, ученик великого Мимара Синана, лучший специалист в области строительства мечетей. В августе тысяча шестьсот девятого года под его руководством в фундамент АхметСултан был заложен первый камень.
Для оформления интерьеров мечети в Стамбул доставлялись только самые красивые образцы керамики из изникских фабрик. В целом при строительстве было использовано около двадцати тысяч голубых и белых изразцов ручной работы.
Архитектурный стиль, выбранный Седефкар Мехметом, сочетает в себе лучшие традиции византийской архитектуры, позаимствованные у Айя-София, и классику османского зодчества того периода.
Загадкой до сих пор остаётся количество минаретов, превышающие классический вариант. Принято считать, что это просто ошибка архитектора. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что до этого момента более четырёх минаретов имела только главная святыня всех мусульман – храм Кааба в Мекке, реставрацией которого однажды занимался тот самый Седефкар Мехмет-Ага, который и пристроил лишние минареты к мечети АхметСултан.
Помимо мечети в комплекс АхметСултан вошли медресе, больница, богадельня и караван-сарай. Строительство было полностью завершено в тысяча шестьсот шестнадцатом году. Спустя год, султан Ахмед I умер от тифа, прах его покоится в мавзолее на территории мечети.
Сулеймание
Период правления султана Сулеймана I. принято считать расцветом могущества Османской империи. И дабы увековечить своё могущество, Сулейман строил многочисленные мечети, самой замечательной из которых явилась Сулиймание.
Мечеть в тысяча пятьсот пятьдесят седьмом году возвел знаменитый архитектор Мимар Синан, известный своим стремлением превзойти в искусстве греков, возведших некогда Айя-София.
Своё творение Синан поместил в центре цветущего сада, укрепив на четырех колоннах из красного гранита. Находящиеся над ними арки, позаимствованные с площади ипподрома, соединили основное здание мечети с прилегающими купольными строениями. Десять балконов на четырёх минаретах мечети стали символом могущества султана Сулеймана, который был десятым султаном Османской империи в целом, и четвертым со времён покорения Константинополя.
Свет внутрь мечети попадает из ста пятидесяти окон, украшенных витражами. Этот свет, снисходя от основания купола на землю, мгновенно охватывает любого, кто вошёл в зал мечети. На самом же куполе начертана надпись: «Аллах — свет небес и земли! Ведет Аллах к своему свету, кого пожелает!». Таким образом, Синан стремился подчеркнуть равенство людей перед Аллахом.
Кроме самой мечети, в комплекс Сулиймание вошли медресе, опоясывающее сад по периметру, караван-сарай, приют и больницы.
Эйюп Султан
Мечеть Эйюп Султан была построена в тысяча четыреста пятьдесят девятом году по приказу Мехмеда II. Согласно легенде, учитель Мехмеда увидел во сне место, где был захоронен почтенный знаменосец пророка Мухамеда — Эйюп аль-Ансари, погибший при осаде Константинополя в шестьсот семьдесят восьмом году. Озарённый этим знамением, учитель попросил султана возвести усыпальницу над могилой. С возведения мавзолея, ставшего одной из главных святынь ислама, и началось строительство мечети Эйюп Султан.
Построенной Мехмедом мечети не суждено было сохраниться на долгие века, Эйюп Султан много раз страдала от землетрясений и подвергалась реставрации. Роковым для неё стало землетрясение тысяча семьсот шестьдесят шестого года, разрушившее мечеть практически полностью. Спустя тридцать два года, султан Селим III решил снести святыню и выстроить на её месте новую.
Усилиями архитектора Узун Хусеин Ага, спустя всего два года, свет увидела абсолютно новая, в стиле османского барокко, мечеть. Именно в этой скромной, не отличающейся особыми архитектурными изысками мечети, опоясывались мечом наследники султаната перед вступлением на престол.
Здесь же, в мавзолее Эйюп аль-Ансари, храниться еще одна мусульманская реликвия – след ноги пророка Мухаммеда. Само здание мавзолея искусно украшено мраморными изразцами зелёных и голубых тонов.
Хасеки Хюррем
Эта мечеть была построена в тысяча пятьсот пятьдесят первом году, начинающим архитектором Мимаром Синаном, по приказу жены султана Сулеймана I – Хюррем, более известной европейцам как Роксолана.
Роксолана приказала срыть невольничий рынок, на котором продавали преимущественно женщин и детей. На его месте был возведён религиозный комплекс Хасеки Хюррем, включивший в себя мечеть, медресе, больницу и кухни для нуждающихся.
Фатих
Фатих, построенная по приказу Мехмеда II, стала первой мечетью Константинополя. Местом для строительства султан – победитель выбрал четвёртый городской холм, где прежде находилась церковь святых апостолов, послужившая усыпальницей многим византийским патриархам и императорам.
Строительство мечети и религиозного комплекса вокруг неё продолжалось восемь лет. В результате пред взором Мехмеда предстало грандиозное сооружение, чей купол в диаметре был равен двадцати пяти метрам. Но грандиозная мечеть не избежала печальной участи творений Мехмеда II: спустя триста лет, она была разрушена землетрясением.
Правящий в те времена султан Мустафа III повелел своему архитектору Мехмеду Тахир-ага построить Фатих заново. Так Фатих обрела вторую жизнь и новое лицо, с явными признаками османского барокко. Восемь медресе, вошедшие в религиозный комплекс Фатих, послужили основой Стамбульского университета.
Позади мечети Фатих расположилась усыпальница Мехмеда II. Ежедневно к гробнице приходит множество мусульман, дабы поклониться праху султана, покорившего великую Византию и изменившего тем самым ход истории.
Заключение
Во времена Османской империи султаны всегда возводили мечети во славу. Во славу победы, благополучия, любимых женщин и детей. Посещая мечети Стамбула, в определённый момент понимаешь, что у этой мусульманской столицы истинно христианское сердце, которое, вопреки времени, бьётся во славу Константинополя.