Дворцы Стамбула

Дрeвнeйший гoрoд Стaмбул, пeрeживший мнoжeствo вeликиx эпox, сoбытий и пeрсoнaлий, oблaдaeт бoгaтeйшeй истoриeй. Рaзнooбрaзныe дoстoпримeчaтeльнoсти нa eгo тeрритoрии бeсчислeнны и oсoбoe мeстo срeди ниx занимают дворцы. Дворцы Стамбула, один роскошнее другого, когда-то восславляли величие своих владельцев, а в наши дни напоминают об интереснейших периодах в истории этого города.

Византийская империя

Из дворцов византийского периода практически ничего не сохранилось в первозданном виде. В некоторых частях города можно увидеть развалины некоторых дворцов, но они совершенно не передают былой помпезности этих зданий.

Когда-то роскошный Большой дворец Константинополя, занимавший внушительный участок между площадью Ипподром и Мраморным морем, ныне представляет собой руины дворца Букалеон. Он являлся домом для поколений византийских императоров, каждый из которых переделывал его, добавлял новые здания, помещения, сады. В музее мозаик Большого дворца представлены несколько сохранившихся мозаик. Позже двор переехал во дворец Влахерны, и Большой дворец был заброшен.

Далее в течение почти двух сотен лет дворцовый комплекс Влахерны был резиденцией императоров, где они так же активно занимались строительством, возводя башни, храмы и сады. В XIII-м веке крестоносцы оккупировали Константинополь, разграбив и разрушив строения. Позже при Палеологах он был восстановлен, но после завоевания города Мехмедом завоевателем, разрушен окончательно. В наше время, посетив комплекс, можно лишь частично познакомиться с башнями, подземными сооружениями и остатками дворца Текфур.

Османский период

Из дворцов османского периода так же сохранились далеко не все. Но большинство из сохранившихся регулярно реставрируются, многие из них используются в качестве музеев.

Около четырех веков главным дворцом Империи являлся дворцовый комплекс Топкапи. Его заложили при первом правителе Константинополя султане Мехмеде Завоевателе. Затем каждый султан обязательно добавлял что-то новое или реставрировал уже существующее на территории комплекса. Ныне здесь размещен музей, где представлены многочисленные экспонаты, включая одежду и предметы обихода султанов, драгоценности и святые реликвии. В Павильон святой мантии хранятся волосы пророка, зуб пророка и слепок его стопы. Эти реликвии были привезены в период принятия ислама.

Сам дворец состоял из множества помещений и внутренних дворов. В первом из них располагался сад. Во втором – дворцовые кухни, где сейчас выставлена одна их крупнейших в мире коллекция фарфора, серебра и хрусталя. Здесь же были комнаты жен, детей султана и его наложниц. В третьем дворе находились библиотека, зал приемов.

Позже двор переехал в барочный дворец Долмабахче (Наполненный сад), который оставался главной резиденцией османских султанов вплоть до падения Империи. Он построен вдоль европейского побережья Босфора. Здесь же устроил свою резиденцию первый турецкий президент Кемаль Ататюрк после создания республики. После его смерти дворец стал музеем.

Насыщенный обилием вычурных архитектурных деталей фасад здания имеет протяженность около 600 метров. В нем выделяется величественный приемный зал, украшенный 56-ю колоннами и гигантской люстрой, выполненной из хрусталя. Комплекс включает в себя несколько структурных элементов. В частности, кухонный блок находится поодаль от дворца, чтобы ароматы приготовления не беспокоили жителей дворца. Возле дворца была оборудована пристань – специально для прибывающих по морю.

Важным дворцом на азиатской стороне Стамбула считается Бейлербей, тоже выполненный из белого мрамора и камня в стиле барокко. Он был летней резиденцией султанской семьи, а также его отдавали в распоряжение высокопоставленных персон, посещавших Стамбул с визитом. Здание, небольшое по сравнению с остальными дворцами этой эпохи, включало двадцать шесть комнат и шесть парадных залов. Интерьер основан на сочетании восточного и европейского стилей. Дворец окружали магнолиевые сады, декорированные привезенными из Европы скульптурами. На втором уровне парка находится бассейн, и открывается вид на величественный Босфор.

Дворец Йылдыз, расположенный в одноименном парке, периодически выполнял те же функции, что и дворец Бейлербей.

Отдельно стоит упомянуть дворец Ибрагима паши, находящийся в районе Султанахмет вблизи дворцового комплекса Топкапы. Он выделяется среди других образцов османской архитектуры тем, что он выполнен из тесаного камня, тогда как в XVI веке для гражданского строительства обычно использовалось дерево. В наше время во дворце находится музей турецко-исламского искусства.

Небольшие дворцы и павильоны

Кроме постоянных или временных султанских резиденций Стамбула, сохранились и небольшие дворцы, предназначенные для развлечений и охоты. Стоит выделить несколько из них.

Дворец Айналыкавак (Зеркальный тополь) расположен в местечке Хаскёй района Касымпаша. Предположительно, здание был заложено в начале XII века по приказанию адмирала Халила Паши. Дворец расположен на холме и окружен роскошным садом XVII-го века, вид на который открывается из его окон. Просторный зал дворца использовался для аудиенций. Он покрыт куполом и богато декорирован, главное его украшение – венецианские зеркала. Так как последний султан, пользующийся дворцом, был и композитором, сегодня здесь в качестве экспонатов выставлено множество турецких музыкальных инструментов. Порой здесь организуются музыкальные концерты.

Ыхламур Касры (Липовый павильон), расположенный в районе Бешикташ, изначально являлся местом для гуляний. Он перешел во владение султанов при Ахмеде III и использовался для проведения официальных церемоний. Через какое-то время после Революции в здании работал музей периода Танзимат. Сейчас здесь проводятся банкеты и частные праздники.

В районе Сарыер находится дворец Маслак, построенный по приказу султана Махмуда II и расширенный позже. Он представлял собой резиденцию для охоты и отдыха. В его состав входили пять секций различного назначения – помещения для приемов, личные покои султанов и их семей, оранжерея, особняк и баня. Декор этого ансамбля скромен и прост, особенно если сравнивать их с другими дворцами эпохи, он может считаться образском османской архитектуры XIX века.

На азиатском берегу в XIX веке был построен миниатюрный дворец Кючюксу или Гюксу. Его стиль представлен своеобразным сочетанием турецкого стиля с элементами европейской архитектуры. Так называемое османское барокко – стиль практикуемый представителями семьи Бальянов, армянских зодчих. Своеобразно выполнено и ограждение – в виде ажурной решетки вместо привычной высокой стены.

Утраченные и восстановленные дворцы

Большое количество дворцов, принадлежащих стамбульской знати, пострадало от пожаров или были заброшены на длительное время. Некоторые из них были восстановлены, перестроены и ныне представляют собой общественные здания – банкетные залы, рестораны, отели.

Среди подобных зданий широко известен дворец Чираган. Он полностью сгорел в одном из пожаров, но был реконструирован на средства фирмы Кемпински. В наше время здесь работает один из роскошных отелей столицы.

Дворец Эсмы султан, одной из девяти дочерей султана Абдулгамида I, был подарен ей отцом. Рано овдовев, она жила и вела активную светскую жизнь в этом дворце. Позже он был уничтожен пожаром, остались лишь внешние стены. В 1990-е годы дворец был приобретен и отреставрирован сетью отелей Мармара. Кирпичные стены были сохранены как оригинальный элемент, но к ним добавились стеклянные и металлические конструкции. Затем его открыли как место проведения самых различных мероприятий.

Общественную функцию выполняют также дворцы Хедива, Саита Халима паши и Адиле султан. Они используются в качестве помещений для проведения торжественных событий и собраний либо в качестве ресторанов высокого класса с видами на Босфор.

Мэрия района Каытхане использует восстановленный дворец Атие султан.

***

Дворцы Стамбула несут в себе культуру и историю турецкой аристократии. В их архитектуре выражено желание сильных мира сего прославить себя, своих близких, свою страну. Не стоит жалеть времени на осмотр подобных зданий, ведь он оставит неизгладимое впечатление о великой державе.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.