Страна, в которой находятся не только известные курорты, на которых отдыхает весь мир, но и огромное количество разнообразного, монументального и конечно исторического наследия, Турция. Одной из самых известных достопримечательностей, которая находится в Стамбуле, является дворец Топкапы.
Общая информация о дворце Топкапы
Бывшая резиденция 25-и султанов находится сразу за собором Святой Софии (Айя София). Дворец построен на месте византийского акрополя, сразу после завоевания турками Стамбула, который раньше относился к Римской империи. В исламской архитектуре существует традиционное построение: несколько зданий окруженные одной стеной.
Общая площадь построек 700 тыс. м2, из них только гарем султана занимал 6700 м2.
История Топкапы
Топкапы не исключение, они включают в себя четыре двора, разделенные между собой стеной, правда, на данный момент из-за строительства железной дороги часть стены разрушена.
В первый ведет главный вход, здесь находится церковь святой Ирины. Во второй можно пройти через ворота Приветствия, всё пространство двора — это пристанище гарема, комнаты евнухов и султанши (матери султана). В третий двор попадают через ворота Счастья, главная достопримечательность, конечно же, сокровищница султана и собрание реликвий. В четвертом находился знаменитый Сад тюльпанов, этот цветок является символом страны, так как родина тюльпанов – Османская империя.
На данный момент дворец является историческим памятником, музеем с превосходной оружейной палатой, сокровищницей, коллекцией фарфора (третья в мире по количеству экспонатов), прекрасной архитектурой.
Первоначально, центральный дворец был построен из древесины по поручению Фатиха Мехмеда II примерно между 1459-1465гг, когда он завоевал Константинополь, позднее переименованный в Стамбул. Строительство было закончено в 1479 г. Но произошел пожар после, которого пришлось восстанавливать дворец практически с нуля, так как почти половина дворца была уничтожена огнем. Пожар произошел в 1666 г., после него началось строительство новых каменных сооружений. Так как турки изначально были кочевниками, было предусмотрено просторное место с зелеными насаждениями для стоянок шатров паломников, посетителей. Османцы, когда строили дворец, старались опираться на европейский стиль, но все же внесли свою самобытность. Со временем Топкапы разрастался и стал своеобразным маленьким городом в Стамбуле: фонтаны, величественные сады и парки, множество ворот (предположительно их было 13), своя школа, гарем для жен и рабынь султана, казначейство, место заседания Государственного совета («дивана»), дворец Визиря, лечебница и т.д.
Последним построенным зданием дворца считается особняк Меджидийе (1840 г.), с которого можно любоваться на живописное Мраморное море и бурный Босфор. Позднее халиф Абдулмеджид перенес свою резиденцию в новый дворец во второй половине 19 века. В Топкапах оставались жить жены умерших падишахов. Последний потомок османской династии скончался в сентябре 2009 года.
Культурное и религиозное значение Топкапы
С 1923 года дворец стал считаться музеем, его коллекция является одной из трех уникальнейших экспозиций, хотя в нее не вошла даже половина экспонатов. Стоит отдельно подчеркнуть коллекцию оружия, луков, стрел, трофейного орудия с полей боя, — это великолепие представлено в оружейной палате. Так же в ней выставляются часы. Рядом с экспозицией «Коллекции часов» находится зал, в котором расположены святые реликвии. Султан Селим Явус перевез в Топкапы в 1517г. Святые реликвии пророка Мухаммеда. С этого момента все султаны, взошедшие на престол, принимали халифат и становились халифами пророка.
Святые реликвии включают в себя дождевые впадины из Каабы, четыре сабли халифов Пророка, стеганая куртка, зуб, след ступни, волос из бороды, сабля и письмо, а также знамя и стрелы Мухаммеда. Еще одним интереснейшим экспонатом является мумифицированная рука, облитая серебром. Существует предположение, что она принадлежит самому Мухаммеду. Без сомнения данные экспонаты привлекают паломников со всего света.
Помимо священных реликвий, здесь можно полюбоваться украшениями, ювелирными изделиями, коллекцией золотых подсвечников, музыкальными шкатулками, сделанными из слоновой кости, оружием, украшенным камнями из драгоценных металлов, а так же двумя уникальными экспонатами: алмазом Кашикчи и бриллиантом Спунмейкерс.
Стоит обратить внимание на «Дворцовую библиотеку» построенную из мрамора в 18 веке. В ней хранились четыре тысячи всевозможных рукописей. Сейчас большая их часть выставляется в других музеях.
Текущее состояние Топкапы
К сожалению, у Турции не хватает возможностей, поддерживать такой огромный комплекс в полном порядке. Но учитывая, достаточно преклонный возраст дворца, он выглядит довольно хорошо. К тому же наплыв туристов в летнее время делает Топкапы праздничным и веселым. Однако дворец постоянно реставрируется. В 2008 году восстанавливали около 30-ти метров крепостных стен. В помещениях гарема отсутствует мебель. Она либо храниться в архивах музея, либо, утеряна. Гарем реставрируют, поэтому не все его помещения доступны для осмотра, но и несколько десятков комнат, дворы, переходы, в которых проходят экскурсии, оставляют неизгладимое впечатление. В дворцовом комплексе обитает много уличных котов, которые чувствуют себя лучше в зимнюю пору, так как могут не опасаться массового наплыва людей.
Где находятся Топкапы
Рядом с Дворцом Топкапы находится еще две прекрасные достопримечательности: Собор Святой Софии и Голубая мечеть. Они тоже заслуживают всяческого внимания. Собор – памятник еще византийской эпохи. Он является символом христианской религии. Когда же турки завоевали Константинополь, участь собора была плачевна: по повелению султана храм перестроили в мечеть и назвали Айя София. Кресты заменили полумесяцем (символом мусульманской веры), закрасили изображения на фресках людей и животных. Было построено четыре минарета.
Единственным, напоминанием о христианском происхождении собора являются, непонятно каким чудом уцелевшие изображения мозаики четырёх католических фигур. Сейчас Айя София тоже считается музеем.
Самой же крупной и почитаемой мечетью, которая является образцом мировой архитектуры, а не только исламской считается Голубая мечеть. Она великолепна и величественна и ночью и днем. Поэтому не удивительно, что именно она считается символом Стамбула. Собор и мечеть находятся друг против друга.
Как добраться до Топкапы
В тот исторический район, где расположена наша достопримечательность можно попасть на трамвае из Кабаташа в Зейтенбурну. Вы будите проезжать через основной туристический район. Проезд стоит 3 лиры или 1,95 лир, если пользоваться истанбул карт. Остановка называется «Султанахмет». Обогнув Собор Святой Софии, мы попадем во дворец Топкапы.
Музей готов принимать посетителей ноябрь — март с 9.00 – 17.00, а с апрель – октябрь с 9.00 – 19.00, каждый вторник — выходной. Билеты продаются до 16.00. Так же в первый день религиозных праздников он закрыт. Вход во дворец, конечно, платный – 25 турецких лир, за возможность побывать в гареме еще 15 лир (продаются около входа в него). В помещения гаремов пропускают через определенное время. Лучше приобрести билет туда пораньше. Но обычно, в кассы выстраиваются огромные очереди. Поэтому многие приобретают билеты заранее через интернет онлайн на официальном сайте дворца. Или же приобрести музейную карту, которая действительна в течение трех суток. Она позволит сэкономить, а так же позволит проходить в музей без очереди.
Заключение
В музее огромное количество экскурсоводов, которые ознакомят вас со всеми комнатами и дворами комплекса. Не стоит пренебрегать их услугами, так как квалифицированно все рассказать и показать сможет только профессионал. Так же справа от входа находится ларечный киоск, в который можно заглянуть и приобрести плеер с информацией о дворце на 10-ти языках (русский включительно). Отдав 20-25 лир за это чудо техники, а так же паспорт в залог того, что вы его вернете, вы так же получите карту с номерами всех объектов дворца. Нажав на меню этого «гида» можно прослушать подробную информацию обо всем, что вас окружает. Так как данный исторический памятник можно изучать не один день, то вас ждут полные впечатлений воспоминания об этом монументальном комплексе, который является великолепной иллюстрацией к давно минувшему прошлому.