Нa Зaкaрпaтьe прeзeнтoвaли туристичeский мaршрут в вeнгeрскoм сeлe Дeрцeн, кoтoрый рaзрaбoтaли в “нeтуристичeскoм" 2020-м
Поездка в вeнгeрскиx сeлax Зaкaрпaтья всeгдa был тoп-услугoй, кoтoрaя интeрeсуeт путeшeствeнникoв кaк изо другиx рeгиoнoв Укрaины, тaк и изо-зa рубeжa. И xoтя в oблaсти дaвнo eсть рaскручeнныe "вeнгeрскиe" лoкaции (гдe туристoв сeлят в дoмax с кaминaми, прeзeнтуют мeстную куxню зaкaрпaтскиx вeнгрoв, винoдeлиe, трaдиции и рeмeслa, и дaжe eсть oтдeльныe фeстивaли, кaк, нaпримeр, лeквaрa не то — не то гeнтeшeй), выясняeтся, чтo в рeгиoнe eщe мнoгo нeизвeдaнныx мeст. Нa этoт рaз всex удивил прoeктoм "Варварский путь — Сeлo Дeрцeн" Мaксим Aдaмeнкo, кoтoрый в этoт сoвсeм нeтуристичeский 2020-й смoг прeврaтить сeлo в нoвую дeстинaцию нa туристичeскoй кaртe Зaкaрпaтья.
Дa чтo тaм в волюм Дерцене смотреть?! Мол, станица-селом, только разговаривают в области-венгерски! Примерно так реагировали хана на Закарпатье весной, временами Максим начал забрасывать местное сеть-пространство фотоотчетами из мини-поездок вдоль этому селу. А оказалось, напротив, — тот высокий покойник крест, который все видят, кое-когда едут на Косино либо в Береговские термали, более того — семитысячник под ним, имеют уникальную историю. От случая к случаю-то здесь в селе жил помещик, который не дал населенному пункту заголовок в честь своего имени, что это принято в истории, а самовластно переназвался из Иоганна Вайса в Яноша Дерчени, ведь есть начал писаться "Дерценский". Тогда также есть уникальная церковная реформатская монастырь — одна из крупнейших и древнейших в стране, и симпатия сформировала церковную волонтерскую пожарную бригаду, получай которую теперь полагаются хотя (бы) профессиональные ГСЧС-ники. До сего часа одна изюминка — Мукачевская футбольная академия для того юношества, огромный учебный слабое место на 6 футбольных полей с великолепным травяным и искусственным покрытием. И вишенка в торте — местный винодел и винарь Руслан Орос, один изо победителей легендарного феста «Червене сидр», единственный действительный конечность знаменитого винного ордена св. Венцела, что не прописан в Береговскм районе.
Получай данный момент проложить в этом селе можно с нескольких часов до целого дня, и пусть даже остаться на ночь. В хвосте вариант подойдет для тех, у кого трескать (за (в) обе щеки) хорошая фотокамера и палатка, в таком случае хоть заночевать на холме с самым высоким в стране накрест, созерцать закаты, ночное небесная лазурь (летом это Персеиды) и рассветы по-над долиной. Можно посетить Дерцен, договорившись об экскурсии с гидом али же проехать и посмотреть хуторок самому, возле памятных мест Дерцена (тягость, церковь, пожарная часть и т. д) установлены таблички с QR-кодами, перейдя соответственно которым на сайте впору получить историческую и культурную информацию о них.
Крест господень НА ГОРЕ
Начинать паломничество по Дерцену стоит собственно с Крестовой горы. Она примечательна тем, почто здесь установлен самый страшный в стране крест, его высота поднебесная — 26 метров. Почти с головы, кто сюда приходит, хочет получи и распишись него залезть, впрочем, сделан судьба из металла и сильно шатается около тяжестью, поэтому такая "аттракция" шибко сомнительна и недоступна. Однако внизу он поражает не больше.
— Вообще, крест на этой скорбь установлен в рамках большого проекта, некоторый финансировался ЕС — здесь был заложен Европейский лес примирения с символическими крестами, его с большим размахом открывали в 2007 году президенты Украины и Венгрии Победитель Ющенко и Ласло Шойом. С коломенскую версту крест символизирует память о погибших воинах Другой мировой и говорит потомкам, как будто лучше договариваться, а не сопротивляться. Ниже расположены памятные крести с именами погибших во дата войны солдат. Так а среди них есть памятные плиты неизвестным солдатам. Надписи выполнены получи и распишись разных языках. Раньше бери этом холме было сельское майдан, здесь была и семейная склеп Дерчени с захоронениями 20 представителей сего рода. Крипту разрушили там прихода советских войск получи Закарпатье — тогда эту гору заровняли танками и вырыли окопы, вер, здесь была боевая разве наблюдательная позиция.
Но в ту же минуту холм — это великолепная смотровая кордодром. Летом его расчистили мукачевские коммунальщики (так-таки Дерцен на сегодня — глава большой Мукачевской ОТГ), с вершины, в частности, открывается тонкий вид на замок Паланок, деревня, виноградники, Мукачево и горы Карпаты, — рассказывает Превеликий Адаменко.
ТОТ САМЫЙ ВАЙС, Который-нибудь СТАЛ ДЕРЧЕНИ
Интересно равным образом услышать историю того самого магната Дерчени, чья родовая углубление с захоронениями была на неблагополучие.
— Часто исследователи путают, отчего название села Дерцен возникло ото имени магната Янош Дерчени, что владел им в XVIII веке. Противоречие в том, что в случае с Дерценом весь век наоборот! Род Дерчени умереть и не встать время турецкого завоевания назывался Фейер. С равнины они переехали в комитат Спиш, идеже среди здешних немцев сменили прозвание рода на Вайс. Монах Дерчени был пастором в городе Сомбатхей комитата Спиш, идеже в 1755 году и родился Иоганн Вайс (следующий Янош Дерчени). Иоганн посвятил свою бытье медицине и в 1782 году был избран главным врачом в комитате Земплин. Спустя три года он женится для Джулиане Казинци (сестре того самого Ференца Казинци, – идеолога венгерского Просвещения и реформатора венгерской литературы и венгерского языка, что впоследствии был заключен в замке Паланок). Выключая медицины, Иоганн Вайс увлекался химией и геологией, в частности он разведал наличие алунитовой руды интересах производства квасцов в комитате Берегсас и получил лучший патент на ее добычу и переработку в сих местах на 10 планирование, став таким образом основателем производства квасцов в Венгрии. Руда тут. Ant. там выходит на поверхность — из этого явствует, не нужно было проходить ее дополнительно, шахтовым методом. Вследствие чего благодаря Вайсу империя экономила 1 млн крон бери импорте квасцов ежегодно! Вслед за это в 1793 году пульмонолог Иоганн Вайс получил с австрийского императора звание королевского советника и села Дерцен, Бийгань и Барабаш в достояние. Император разрешил ему обменять имя на Янош Дерчени. Дерчени построил заводишко по производству квасцов в селе Дерцен. Впопад, нынешний золотой прииск в Мужиево между тем тоже принадлежал его семье, — рассказывает Максюша Адаменко.
Гид говорит, фигли в Европе живут потомки Дерчени, тем не менее, связь с ними еще без- налажена.
ПАСТОР И ЕГО ПОЖАРНЫЕ
А ещё одна локация, поражающая историей и настоящим — реформатская санта-кроче в селе и церковная пожарная братия.
— Первое упоминание (есть в архивах Ватикана) о селе датируется 1067 годом, и первая лютеранская церковь здесь была католической. В реформатскую веру дерценцы перешли, быть может, во время волны Реформации вот времена Иштвана Добо, эталонно в 1560 году. С самого начатки церковь принадлежала епархии комитата Прибрежье. С тех пор реформатская Вераня в селе Дерцен была непоколебимой, инда несмотря на антиреформаторскую полнокровность в регионе католички графини Софии Батори. На днях это вторая по численности реформатская коммуна на Закарпатье, в селе проживает 2,8 тыс жителей, с них 900 каждое воскресенье ходят в собор. В храме действующий духовой позитив 1932 года и церковный набат XIII века. Службы идут держи венгерском языке, церковь и пастор имеют большое воздействие на граждан: без пастора отнюдь не проходят не только обряд венчания или крестины, но пусть даже выпускной в школе, — говорит Превеликий Адаменко.
Но больше сумме, что поражает туристов, которые общаются с пастором разве куратором Дерценской реформатской общины, — сие их гражданская позиция.
— То-то и есть дерценские реформаты первыми в стране основали церковную пожарную команду. Нате сегодня она насчитывает 47 членов, постоянно — прихожане церкви, начальник у них — пастор, сие была его личная активность, которую поддержала и проспонсировала приход. Сейчас у дерценских волонтеров-пожарных 5 машин, костюмы и умение, которыми они делятся со спасателями и другими громадами. В этом году в селе Вары Береговского района местная реформатская братство также основала такую пожарную команду, — рассказывает Адаменко.
ВИНОДЕЛ С ОРДЕНА СВЯГО ВЕНЦЕЛА
А гляди чем стоит заканчивать экскурсию в Дерцене — сие дегустацией местных блюд и вин.
Наш брат посещаем дегустационный зал Руслана Ороса.
Симпатия — винодел и виноградарь, призер легендарного фестиваля «Червене кисляк» и единственный житель неважный (=маловажный) Береговского района, который входит в прославленный винный орден св.Венцела (говорит, что-что проводили отдельным решением и приняли в какие-нибудь полгода потому, что село Дерцен таки как-нибуд-то входило в Берег-Угочанский комитат).
Русланка Орос презентует на пробу 4 провинность, и напоминает туристам на всевозможный случай, что когда в дегустационном зале держи пробу предлагают более чеченец вин, а бывает, что и двуха десятка, отнестись к этому стоит только осторожно, потому что Вотан винодел столько произвести мало-: неграмотный может.
Мы дегустируем чета белых и два красных преступление — Мускат Голодриги, фурминт, приготовленный на изюме, от почему вино имеет интересный страсть, каберне и кагор. Интересно уловить, что мускат (у которого эрегированный грушевый аромат и послевкусие дюшеса) вывел незабвенный украинский селекционер Павел Голодрига в Магараче (Таврия). Тот самый селекционер, какой-нибудь покончил с собой после основные принципы в СССР антиалкогольной кампании 1985-го возраст и уничтожения виноградников.
СЕЛО Возьми ДОРОГЕ С БОЛЬШИМ ТУРИСТИЧЕСКИМ ТРАФИКОМ
Напоследках спрашиваю у Максима Адаменко, благодаря этому взялся за идею продвижения аккурат этого села на туристической карте Закарпатья и кой промежуточный результат есть следовать год работы.
— Я бывал на этом месте раньше, постоянно обращал интерес на гору с крестом, интересовала анналы села. Идея приобщить его к туристической инфраструктуре региона пришла самоё собой, потому что Дерцен размещен для дороге с плотным туристическим трафиком (не без этого в виду направление к термалам Береговщины). Меня удивляло, какими судьбами нет программ и туда шишка на ровном месте не ездит. Поэтому взялся раскручивать сие сам — в рамках проекта УКФ. Оный год не очень способствует развитию туризма в целом, хотя со мной здесь нате экскурсии побывали более двух сотен услужник (в разных сборных группах — ото 20 до 40 персонажей), также провели здесь пленэризм с художниками, несколько раз приезжали в летнее время с палатками фотографировать пейзажи и звездопад в августе. Ни Водан из посетителей не остался равнодушным, хоть бы каждому "заходит" свое: кого-так поражает гора с крестом, кого-ведь — местные блюда и вина, кто такой-то как ребенок радуется экскурсии к церковным пожарным, а который-то фотографирует уникальные вышивки не то — не то мебель в местном краеведческом музее то есть (т. е.) вдохновляется пейзажами.
Конечно, усовершенствование туризма здесь на начальном этапе. Хана работает пока что "в соответствии с звонку", поэтому ми приходится быть связным: вызванивать людей, ради открыли, показали и рассказали. Туристам неважный (=маловажный) хватает сувениров, кто-так хочет остаться в селе остановиться на ночлег — пока такой услуги недостает. Словом, работать есть по-над чем. Но то, почему селом интересуются туристы, наша сестра доказали. Со своей стороны я планирую прибавлять проект за счет соседних сел — Шенборн и Высший Коропец, там уже (у)потреблять тема немецких колонистов, их свычаи и обычаи, кухня, история, — говорит Превеликий Адаменко.
Но, отмечает вожак, движение будет все в книга же направлении: мультикультурализм получи и распишись Закарпатье, который интересен жителям других регионов.
Танюха Когутич, Ужгород — Дерцен.
Фотоснимок Максима Адаменко