Рoссийскиe жeлeзныe дoрoги oкoнчaтeльнo пeрeшли нa нoвую крaйнe нeудaчную систeму брoнирoвaния билeтoв. Дoступ к стaрoй удoбнoй систeмe кoмпaния нa нынeшнeй нeдeлe зaкрылa — и вoзмoжнo, уничтoжилa ее, сообщает соб.корр. Travel.ru.
Несмотря на отдельные незначительные улучшения в деталях, у новой системы есть гигантский недостаток, резко портящий впечатление от новинки — на редкость неудобное отображение списка поездов. Кроме того, есть ряд более мелких ошибок и неудобств, доказывающих, что создатели системы практически не дали себе труд посмотреть на процесс бронирования глазами пассажира.
В старой системе список доступных на направлении поездов был представлен в виде очень удобной и компактной таблицы со всей необходимой информацией по каждому поезду. В новой системе никакой таблицы нет — каждому поезду отведен гигантский блок размером с пол-экрана, где почти хаотическим образом разбросаны те же самые сведения. Это может быть приемлемо для направлений с 1-2 поездами в день, однако совершенно не годится для более востребованных линий. К примеру, чтобы увидеть все поезда на линиях типа Москва — Санкт-Петербург, Москва — Воронеж, Туапсе — Сочи, где может быть по 30-40 рейсов в день, пассажиру придется прокручивать на своем компьютере десяток-полтора экранов.
Еще хуже обстоит дело с поиском пересадочных маршрутов — из-за подобного размазывания каждого поезда на пол-экрана некоторые варианты поездки вообще не умещаются в один экран. На мобильных устройствах ситуация не легче.
При этом никакой дополнительной информации за счет занятия столь гигантского места на экране пассажир не получает. Единственным исключением на момент тестового запуска новой системы в 2016 году было отображение не только минимальной, но и максимальной цены по каждому типу мест в поезде (например, для купе — цена не только верхней, но и нижней полки, а для «Сапсана» — цена не только простых мест второго класса, а и всех прочих разновидностей мест в поезде). Однако в текущей версии новой системы неизвестно зачем истреблено даже это небольшое улучшение.
В то же время с экрана выбора поездов исчезла информация о количестве мест каждого типа в поезде: теперь она отображается только если мест данного типа осталось мало — 20 или менее. Чтобы все же получить эту информацию (правда, уже разрозненно по каждому вагону), потребуется дополнительный клик по требуемому типу мест.
Не вполне ясно, что помешало разработчикам новой системы сохранить логичное табличное представление списка поездов, по которому сайт РЖД был одним из наиболее удобных среди железнодорожных компаний мира. При этом неудобства причинены в основном пассажирам наиболее востребованных и доходных направлений РЖД, в том числе клиентам «Сапсанов», «Стрижей» и прочих дневных экспрессов, поскольку они ходят исключительно по маршрутам со множеством рейсов в день. Кстати, похожим образом неизвестно зачем растянут в новой версии и список заказов пассажира в личном кабинете.
Также менее очевидной стала удобная функция выбора часто используемых данным клиентом станций в один клик. В текущей версии системы такой список из десятка последних запрошенных с данного компьютера станций в любой момент есть под полями «станция отправления» и «станция назначения». В новой системе эта экономящая время пассажира функция есть лишь в скрытом виде — при пустых полях станции отправления или назначения.
Вместе с тем в новой системе есть целый ряд усовершенствований, которые облегчат поиск и оформление билетов некоторым пассажирам. Во-первых, вышеупомянутый несуразный список поездов теперь можно сортировать. По умолчанию поезда приводятся, как обычно, по времени отправления, однако есть возможность сортировки по времени прибытия, по времени в пути, и по минимальной цене. Правда, с последним вариантом есть портящий почти все это удобство нюанс — система ориентируется на любой самый дешевый билет в поезде, будь то купе, плацкарт, общий или сидячий. Задать сортировку по минимальной цене конкретного типа мест — например, купе или плацкарта — невозможно.
Кроме того, в боковой панели появилась возможность задать требования к поезду — например, по наличию в нем так называемой электронной регистрации, беспроводного интернета или вагона-автомобилевоза. Если выбрать одно из этих требований, все не соответствующие ему поезда будут убраны из списка. К сожалению, за последние месяцы было сокращено даже количество этих опций — исчезла возможность выбрать, например, только купе или только плацкарт.
Там также можно указать желаемого перевозчика — например, ДОСС (некоторые скоростные поезда, в частности «Сапсаны»), ФПК (большинство дальних и часть скоростных поездов), «Гранд» или «Тверской экспресс» (соответственно поезда «Гранд-экспресс» и «Мегаполис» линии Москва — Санкт-Петербург), пригородные компании, а также компании иностранных железных дорог (УЗ — Украина, БЧ — Белоруссия, ЧФМ — Молдова, КТЖ — Казахстан, и так далее). На практике все это пригодится немногим — в основном тем, кто желает видеть в списке, скажем, только «Сапсаны» или например, только российские поезда.
После выбора типа мест появится список вагонов с такими местами, при этом с разбивкой по их разновидностям и ценой для каждого варианта. Например, для купе, СВ и плацкарта в явном виде указано число и цена стандартных верхних и нижних мест, а также мест в последнем купе, которое не любят многие пассажиры (а для плацкарта — и боковых мест). Для сидячих мест, как и в раньше, указано число кресел у стола и не у стола. Очень удобным сделан выбор конкретного места — у пассажира всегда перед глазами схема вагона, и он может выбрать желаемое место, просто кликнув по нему на карте. Но и это сделано не без ошибок — клик по выбранному месту на экране выбора поездов и вагонов не приводит к закреплению этого места: его все равно потом приходится выбирать заново после ввода данных пассажиров.
Следующий шаг — заполнение данных пассажира — принципиально не отличается от прежней версии, разве что поля теперь расположены квадратом, а не в столбик, и такой же блок для каждого следующего пассажира нужно добавлять отдельно. По-прежнему невозможно добавлять данные пассажира из личного кабинета — каждый раз их приходится вводить заново. Также все еще отсутствует функционал отправки билетов на электронную почту — как и в старой версии, можно лишь сохранить билет в PDF-формате на компьютере и уже самостоятельно отправить его из собственной почты.
К плюсам новой системы можно отнести экономию на ненужных промежуточных страницах — их было несколько как на стадии оформления билета, так и особенно на стадии его последующего просмотра через личный кабинет. В новой версии просмотр и распечатка билета доступны непосредственно после покупки, а не через три промежуточных экрана.
Единственным видимым улучшением в новой системе за последние полгода стало исправление бага, приводившего к некорректному показу цен в купе большинства поездов из-за включения в расчет билетов для пассажиров с ограниченными возможностями. Сейчас, насколько удалось заметить, эти билеты перестали влиять на показ купейных тарифов — кроме случаев, когда других купейных билетов в поезде не осталось. Другим положительным аспектом, хотя и не связанным напрямую с системой бронирования сайта РЖД, стал прогресс в мобильных приложениях, где компании удалось за последнее время создать достаточно удобную среду для пользователя.
На обычном сайте тем временем сплошь ухудшения. В частности, вместе с истреблением старой системы была уничтожена возможность смотреть базовое расписание пригородных поездов на все дни. Теперь расписание пригородных доступно для просмотра только на конкретный выбранный день.
Не вполне ясно, почему почти полгода публичного «тестирования» новой системы (а затем еще полгода параллельного существования со старой) так и не привели к исправлению ее существенных недостатков. Напротив, ситуация стала только хуже. Как и предполагал Travel.ru, в итоге в РЖД просто бездумно истребили удобную старую систему, и всякая альтернатива этой новой несуразной поделке исчезла. Вместо одной из самых удобных в мире систем бронирования железнодорожных билетов сайт РЖД теперь располагает одной из самых неудачных.