Зaкoнчив приeм пaциeнтoв, мoлoдaя тeрaпeвт Жeнни (Aдeль Энeль) рeшaeт нe oткрывaть пoзднeму пoсeтитeлю, кoтoрый звoнит в двeрь ee кaбинeтa, и дaжe нe смoтрит в мoнитoр, чтoбы узнaть, ктo этo. Нa слeдующий дeнь пoлиция сooбщaeт, чтo нeпoдaлeку былo нaйдeнo тeлo нeизвeстнoй aфрикaнскoй дeвушки, прeдпoлoжитeльнo убитoй. Нa видeo с кaмeр нaблюдeния виднo, чтo этo имeннo oнa, в пaникe, звoнилa в двeри приeмнoгo пoкoя.
Испытывaя угрызeния сoвeсти, Женни пытается самостоятельно установить личность незнакомки. Коллеги объясняют ей, что она не виновата в гибели неизвестной (хотя, конечно, и стоило бы узнать, кто стучится в дверь к терапевту в столь поздний час), полиция настоятельно рекомендует не проводить расследование, чтобы не мешать оперативной деятельности. Однако, Женни — замкнувшись в одиночестве собственной вины — продолжает искать имя девушки, показывать многочисленным пациентам фото погибшей. И постепенно докапывается до истины.
Режиссеры с выдающимся постановочным мастерством выстраивают экспозицию фильма, чтобы показать резкий психологический излом героини, за которым начинается тяжелая работа души. В дебютных сценах Женни холодно вычитывает нерадивого интерна, который не может совладать со своими эмоциями, сдержанно принимает комплименты в профессионализме от коллег, довольно отстраненно выслушивает благодарность от пациента. А потом — узнав о смерти девушки — резко меняется. В первую очередь внутренне, душевно.
Адель Энель весьма достоверно, убедительно показывает эту психологическую трансформацию, происходящую с главной героиней — в иной интерпретации она могла бы, пожалуй, создать впечатление искусственного сценарного хода.
Талантливая актриса постепенно разглаживает шрамы «профессиональной» отстраненности, которыми исполосована вся жизнь Женни. Задача тем более сложная, что она находится на экране от начала и до конца — весь фильм выстроен на ее реакциях или же их отсутствии.
Вот это «отсутствие» нередко играет даже более важную роль для развития истории. Женни в кадре помногу стоит в профиль, смотря и слушая других, отходит в молчаливую сторону, оставляя собеседникам достаточно места для проявления своих эмоций.
Ее сдержанное — но нехолодное — молчание создает платформу для высказываний. В итоге в фильме появляются несколько пронзительных монологов, окружающих ее персонажей, благодаря которым раскручивается — и завершается — детективная интрига.
В детективном напряжении истории, которое поддерживают несколько тревожных сцен, показывающих криминальный нерв провинциального бельгийского Льежа, в котором и происходит действие ленты, — главная неожиданность «Незнакомки».
В то же время, напряжение психологическое для братьев-режиссеров оказывается важнее — именно демонстрации работы души в итоге они предпочитают отдать первенство над интригой.
Поэтому логичная (и одновременно алогичная) развязка истории скорее не оправдывает выстроенные авторами жанровые ожидания — «Неизвестная», все же, не полноценный детектив. Об этом создатели ленты, впрочем, намекают сразу: Женни важно в первую очередь узнать имя погибшей девушки, чтобы ее смерть не осталась забытой родственниками, а не найти виновных в ее гибели. Сохранить память, а не карать.
Вторым — но тоже достаточно крупным — сюжетным планом в «Неизвестной» проходит тема семейных отношений. В кадре показано сразу несколько семей, с их непростыми биографиями, влияющими в итоге на судьбы персонажей.
«Семейный» характер фильма выражает себя и в выборе актеров. Братья Дарденны не отказывают себе в удовольствии продолжить работу с талантливыми бельгийскими исполнителями Жереми Ренье, которого когда-то снимали подростком, а теперь — отцом подростка, и Оливье Гурме: оба начинали у них в «Обещании» двадцать лет назад.
Пожалуй, лишь главная героиня фильма оказывается отрезанной от клубка семейных связей; одиноким наблюдателем, профессиональная позиция которого — слушать и анализировать — во многом определяет судьбу.
Ключевое слово, которое характеризует Женни, — «дистанция». Про ее необходимость она говорит в начале ленты, но дальше — столкнувшись с трагедией — пытается ее преодолеть, сократить. Доказывая, что истинный гуманизм является сознательным выбором, результатом внутренней индивидуальной работы над собой.