«Гнeздo гoрлицы»
- «Зoлoтoй Дюк» лучшeму фильму Нaциoнaльнoгo кoнкурсa Oдeсскoгo мeждунaрoднoгo кинoфeстивaля.
- Дeбют в пoлнoмeтрaжнoм игрoвoм кинo рeжиссeрa Тaрaсa Ткaчeнкo.
- Пoслeдний фильм с учaстиeм aктeрa Витaлия Линeцкoгo.
В цeнтрe кaртины — укрaинкa Дaрья (Риммa Зюбинa), срeдниx лeт, вынуждeннaя oстaвить сeмью и уexaть из Букoвины нa нeлeгкиe нeлeгaльныe зaрaбoтки в Итaлию. Срeдствa нужны, чтoбы стрoить нoвый дoм: Дaрья с мужeм (Витaлий Линeцкий) мeчтaют oткрыть мини-oтeль, рaзвивaя туристичeский бизнeс.
В Итaлии у гeрoини зaвязывaются oтнoшeния с нaнимaтeлeм — рaзвeдeнным aдвoкaтoм (Мaурo Чиприaни), у мaтeри кoтoрoгo oнa и трудится пo xoзяйству. В Укрaинe жe всe идeт нeпрoстo: муж, нeкoмфoртнo (и в тo жe врeмя кoмфoртнo) чувствующий сeбя в ситуaции иждивeнцa, пoгружaeтся в пьянствo, стрoитeльствo нe знaeт кoнцa, вoзникaют и прoблeмы с дoчeрью-студeнткoй (Aлeксaндрa Сизoнeнкo).
Oтвeт нa экзистeнциaльнo-бытoвoй вoпрoс сущeствoвaния нa двe стрaны, двe семьи и, собственно, две зарождающиеся в таких условиях жизни и пытаются найти герои фильма.
Сюжет в «Гнезде горлицы» представлен нелинейно. Хронологическую «прямую» дополняют «выхлопы» воспоминаний героини — прошлого, которое позволяет продемонстрировать разные аспекты взаимоотношений персонажей и психологически тонко — и точно — представить их в динамике, развитии характеров.
Собственно, достоверность создаваемых актерами образов и адекватность их реакций на представленные обстоятельства являются одними из главных достоинств картины.
- Римма Зюбина играет, пожалуй, свою лучшую роль в кино, соединяя эмоциональность и сдержанность, передавая в малых деталях внутренний разлад героини, простая строгость убеждений которой бьется о новые реалии жизни.
- Виталий Линецкий — для него роль в «Гнезде горлицы», увы, стала последней — бескомпромиссно рисует несколько укрупненный, грубоватый и во многом осознанно непривлекательный портрет героя, «искрящий» в семейных отношениях.
- Выпукло удается представить и персонажей второго плана, которых играют Николай Боклан, Наталья Васько, Лина Бернарди. Каждый из актеров наполняет их жизнью и собственной драматической историей, остающейся, по большому счету, за кадром, потому что в нем они — в первую очередь функциональные шестеренки развивающегося сюжета.
В то же время, каждый из персонажей формирует — более или менее явно — параллельные истории, которые связаны с теми же проблемами, что и у главной героини, показывая их социальный — и общечеловеческий — характер. Сплетаясь воедино, они подталкивают историю — благодаря непростому выбору своей (и не своей) жизни — в сторону мелодрамы.
Эта сценарная механика в некоторых эпизодах выходит на первый план, оказывается слишком очевидной. Подобная крупность — отчасти результат непростых, ограниченных условий производства фильма, по необходимости отсекающих окружающий мир. И в то же время — выгодно использованный художественный прием, концентрирующий все внимание на психологических нюансах взаимоотношений, основанных, следует отметить, с учетом внешних — социальных — факторов.
Камерная лента Тараса Ткаченко «дышит» — вместо слов тут нередки паузы между ними. Режиссер умеет ждать своих героев, «осязаемо» наполняя временем сцены — и это умение ждать — отчасти грустная способность, учитывая, что в 40 лет он представляет свой дебютный полнометражный фильм (в профессии, впрочем, Тарас Ткаченко представлен очень активно — регулярно снимая и документальные фильмы, и телесериалы).
Молчание позволяет талантливым актерам не ограничиваться чеканкой слов. Удерживает их от дрейфа в утрированную, рисованную эмоциональность. «Гнездо горлицы» приглашает к размышлению. О «современном» и «архаичном» в социальном устройстве Украины. О «мужском» и «женском» и дрейфе социальных ролей и статусов. Об искрах столкновения национального и европейского миров. Размышлений тем более ценных, что герои принадлежат той реальности, о которой в фильме идет речь.
В то же время, подобная глубокая осмысленность не сбрасывает фильм в тяжелое для современного «клипового» восприятия ущелье «медленного кино». «Гнездо горлицы» достаточно динамично, постоянно «закладывает» новые сюжетные повороты. Делают авторы фильма это крайне удачно, удерживая баланс между «реальным» и «художественным». И не выбрасывая зрителя в разочарование обманутых ожиданий и надежд.
Собственно, вот этот «ровный» характер фильма — пожалуй, и является главным достижением режиссуры Тараса Ткаченко.
Он балансирует на тонкой художественной грани, переступив в которую можно скатиться в мелодраматизм, выпестованный в украинской культуре еще в 19-ом веке. И время от времени при просмотре фильма возникает профессиональная тревога, что вот сейчас экран таки окрасит яркая украинская эмоция, превратив ленту из выдающейся работы в рядовую, одну из многих. Этого, к счастью, не происходит.
Благодаря проекту «Снято в Украине» читатели Delo.UA знают, что новое украинское кино существует, более того — представлено высококлассными работами. Поэтому говорить о том, что «Гнездо горлицы» — это украинский фильм, за который не стыдно — не совсем справедливо. И по отношению к тем десяткам украинских лент, которые были созданы за последние пять лет. За них тоже не стыдно, как минимум. И по отношению к фильму Тараса Ткаченко — за него больше, чем просто не стыдно. За него радостно.
Во-первых, потому, что фильм состоялся. К хроническому безденежью украинского кинематографа (а работа над лентой, снимавшейся при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино, остановилась в 2014-ом, когда денег на кино из инфляция и падение курса гривны «съели» большую часть реального бюджета) и трагического ухода исполнителя главной роли, авторам удалось сконструировать убедительный финал картины. Финал, в котором сыгранный Виталием Линецким герой есть.
Благодаря этому позитивный, жизнеутверждающий смысл приобретают и главные художественные метафоры фильма — образ родного дома, в который возвращается героиня, того родового гнезда, места зарождения и продолжения жизни.
Режиссер Тарас Ткаченко и актриса Римма Зюбина с «Золотым Дюком» победителю национальной конкурсной программы ОМКФ — фильму «Гнездо горлицы».
В Одессе, где на 7-ом Одесском кинофестивале фильм «Гнездо горлицы» получил «Золотой Дюк» лучшему фильму Национального конкурса, один из зарубежных гостей фестиваля — родом из холодных европейских стран — сдержанно охарактеризовал ленту Тараса Ткаченка, назвав ее «слишком телевизионной». Он,безусловно, имел ввиду не примитивные русские телесериалы, а европейское и американское телекино.
Пожалуй, эту оценку можно считать комплиментом. Все познается в сравнении — хорошее европейское и американское телевидение в современных реалиях, нередко, дает фору кинематографу– глубиной «прорисовки» характеров и точностью представления реальных драматических ситуаций: они постепенно смещаются именно на малый экран, оставляя кинотеатры аттракционам и радикальным художественным высказываниям.
В «Гнезде горлицы» нет шоковых формальных экспериментов «Племени» Мирослава Слабошпицкого, нет жесткого социального посыла «Зеленой кофты» Владимира Тихого, которые вытолкнули фильмы на международную фестивальную арену. Однако, есть именно та высококлассная достоверная драматическая история, в которой всего в меру.
У Тараса Ткаченко выходит образец качественной украинской драмы на современную тему, какой она должна быть, а не казаться.
Автор: Сергей Васильев
Фоторепортаж с гала-премьеры «Гнезда горлицы» в Киеве