Зaгaдoчнoe слoвoсoчeтaниe «крeaтивныe индустрии» пoявилoсь в нaшeм слoвaрe пaру лeт нaзaд и aктивнoe твoрчeскoe сooбщeствo стaлo изучaть и oсмысливaть эту дoсeлe нeвидaнную зaмoрскую «птицу».
Выяснилoсь, чтo зa пoслeдниe 30-40 лeт крeaтивныe индустрии прoчнo зaняли выгoдныe экoнoмичeскиe пoзиции и прoдoлжaют свoи пoбeдoнoсныe мaрши пo кoнтинeнтaм.
Лoфт «Фaбрикa» Энди Уoрxoллa в Нью-Йoркe, Brewery — Пивзaвoд — oдин из крупнeйшиx крeaтивныx клaстeрoв в Лoндoнe и тaм жe Центр современного танца в Люишеме, знаменитые Cultural Industries Quarter в Шеффилде, шоколадная фабрика в бывшем здании кондитерской фабрики «Барратс» в Вуд Грин (The Chocolate Factory, Wood Green, North London). Кластер 798 — одного из самых известных творческих кластеров в Китае, Сохо, Гринвич-виллидж, дизайнерский квартал в Хельсинки. Все они стали центрами культурной жизни своих стран и примерами эффективной капитализации культуры.
В этом смысле IX Международный фестиваль современного искусства «ГогольFest», который проходил в сентябре в креативном кластере арт-завод «Платформа», интересен еще в плане формирования национального пространства креативной экономики.
Не хлебом единым
Уже в который раз «ГогольFest», ежегодно скитающийся по разным площадкам столицы, попытался найти партнера для того, чтобы развиваться в формате креативных индустрий. И таким партнером в этом сезоне стал арт-завод «Платформа» (проект создал в 2014 году Офер Керцнер, израильский девелопер и инвестор, владелец компаний City Capital Group и market-mall «Дарынок»).
«ГогольFest» заслуженно считают одним из самых крупных мультидисциплинарных фестивалей современного искусства в стране. Он имеет свою команду и свою аудиторию, которая преданно следует за ним по всем «местам силы», где фестиваль локализуется. В прошлом году он проходил на площадке Национального Экспоцентра Украины (ВДНХ) и собрал около 50 тысяч посетителей на 500 мероприятий за 11 дней.
В свою очередь, к моменту начала сотрудничества у «Платформы» уже была собственная аудитория и свой собственный опыт ее привлечения через наиболее удачные форматы — «Фестиваль Уличной еды» и «Кураж Базар». Таким образом, уже определились ценовые и потребительские вкусы аудитории.
Иногда здесь проходили локальные культурные события, такие как музыкальный фестиваль «Белые Ночи» или Urban Market. Понимая, что «не хлебом единым», для завершения формирования креативного кластера не хватало сильного творческого бренда, который смог бы составить сильную творческую программу для увеличения аудитории «Платформы».
Учитывая, что «ГогольFest» не является коммерческой или бюджетной организацией и не имеет постоянного финансирования, партнерство фестиваля с арт-заводом «Платформа» стало надеждой на продолжение его существования.
Выработать формулу эффективного взаимодействия
По словам идеолога и организатора «ГогольFestа» режиссера Влада Троицкого, фестиваль всегда проходил в экстремальных условиях. «Чуть ли не до самого последнего момента не было понятно, каким мы владеем ресурсом… Как, скажи, работать программным директором, если ты не можешь дать гостям гарантий ни по райдеру, ни по гонорарам? Впрочем, сколько бы нас ни критиковали, нам удалось сохранить репутацию. Ведь подобный полифонический, мультидисциплинарный фестиваль до сих пор единственный в Украине», — заметил он в интервью natali.ua.
Понимая, что новые партнеры, владельцы арт-завода «Платформа», относятся к этой территории, как к бизнес-проекту, Троицкий с самого начала сотрудничества надеялся «выработать формулу эффективного взаимодействия»: «Эти люди сознательно развивают инфраструктуру, создают модное место, где публике комфортно и интересно… Облагороженное место — травка зеленая, гамаки висят, лица человеческие, жлобства нет».
Новый экономический формат
В результате новый экономический формат, выработанный в рамках нового партнерства, изменил и сам фестиваль.
В экономическом плане — плата за вход стала более высокой в сравнении с предыдущим годом, когда входной билет стоил 50 грн., но и более гибкой: теперь входной билет в день открытия фестиваля обошелся посетителю в 150 грн (в предпродаже — 120 грн.), в выходные дни — 80 грн., а в будние — 25 грн, ), также увеличилось количество оплачиваемых спектаклей, перформансов, концертов (к которым были отнесены и самые «топовые» — театральные проекты Влада Троицкого премьеры спектакля «…але вітер…», оперы-цирка «Вавилон» и нового проекта DakhDaughters — цирка-кабаре «Баби. Babylon» а также практически все представления с участием зарубежных артистов с ценой билета от 200 до 400 грн.
А входной билет давал возможность бесплатного посещения выставок и малого бизнеса украинского общепита и куражбазарного сообщества, работающего в это время там. Выводы неоднозначны, но положительный результат возможен.
И вот почему: к позитивному имиджу ГогольFest, который выкристаллизовался в результате партнерства творчества и бизнеса, однозначно, можно отнести насыщенную творческую программу с задействованными широкими международными связями, ориентированную на потребителя логистику, эффективную организацию охраны, волонтерскую поддержку со стороны молодежи. Эти достижения — результат деятельности обоих партнеров.
Оправдались ли ожидания Влада Троицкого и владельцев Арт-завода «Платформа» — по этому поводу никаких публичных заявлений не было, как и не было объявлено никаких итоговых цифр проекта, за некоторым исключением. ГогольFest-2016 посетили более 30 тысяч человек, за 11 дней состоялось 267 событий в которых поучаствовали более 900 исполнителей, сообщил оргкомитет фестиваля. А ведь совместный финализированный отчет об экономических результатах фестиваля, опубликованные партнерами, дал бы понимание перспектив развития креативной экономики города.
Однако, стоит отметить имиджевые достижения партнерства. ГогольFest стал еще более мультидисциплинарным и, тем не менее, более структурированным, а «Платформа» получила свои плюсы за поддержание культурного контекста и привлечение новой аудитории на свои поля.
Поддержка города дает надежду
Позитивный момент: в этом году впервые ГогольFest поддержал департамент культуры КГА достаточно крупной суммой в 900 тыс грн. Будем надеяться, что городские власти заметили новый тренд развития экономики города и поддержка фестиваля и подобных проектов станут приоритетными кейсами в культурных политиках города.
Ведь мировой опыт доказывает, что успех такого рода городских проектов возможен только при условии, что развитие творческих кластеров является осознанным приоритетом политики городских властей. От госчиновников требуется продуманная система поддержки: льготная аренда, система малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды и т. д., отмечают авторы книги «Развитие творческих индустрий: манчестерская модель»Лин Барбур и Поль Брайен.
И хотя в общественном сознании культура и творчество ассоциируются со спонтанностью, альтруизмом, высокими духовными ценностями и не имеют никакого отношения к бизнесу и коммерческому успеху, опыт проведения ГогольFest в этом году показывает, что симбиоз возможен и может быть успешным.
Фото: Виталий Головин