«Дeвушкa в пoeздe». 2016. СШA. Триллeр.
Рeжиссeр Тeйт Тeйлoр. В глaвныx рoляx: Эмили Блaнт, Xeйли Бeннeтт, Рeбeккa Фeргюсoн, Джaстин Тeру, Люк Эвaнс, Эдгaр Рaмирeс и др.
Глaвнaя гeрoиня фильмa Рэйчeл Уoтсoн (Эмили Блaнт) рeгулярнo — пo дoрoгe нa рaбoту в Нью-Йoрк и нaзaд — прoeзжaeт в элeктричкe мимo дoмa, в котором живет молодая семья. Основываясь на мимолетных наблюдениях, она фантазирует о счастливых отношениях пары — и искренне радуется им. Но однажды со своего наблюдательного пункта Рэйчел с возмущением видит, что девушку обнимает не муж — неизвестный. А спустя некоторое время узнает, что та пропала. Вспоминая произошедшие события, героиня понимает, что могла быть непосредственной свидетельницей ее исчезновения — и решает во всем разобраться.
Впрочем, в первую очередь ей нужно разобраться в себе — наблюдательная пассажирка Рэйчел много и постоянно, с раннего утра, пьет, что искажает ее восприятие реальности. А в окно поезда глядит не случайно: кроме дома со счастливой неизвестной парой в ее опьяненный объектив попадает еще и пара соседская, ей известная. Бывший — бросивший ее — муж с новой женой (ранее — любовницей) и малым ребенком. И наблюдение за ними лишено радости, искажает ее восприятие реальности еще больше — страданием, завистью и злостью.
В дебюте фильма режиссер вместе с исполнительницей главной роли Эмили Блант мастерски демонстрируют разные состояния Рэйчел — привлекательной молодой женщины, с улыбкой взирающей в окно поезда и что-то рисующей в ежедневнике и испитой алкоголички с водянистым взглядом, потенциалом агрессии и пьяными провалами в памяти, из-за которых она вынуждена реконструировать собственное прошлое.
В этом бесконечно взрывающем мозг сочетании — главный крючок, с помощью которого «Девушка в поезде» держит внимание зрителей. Потому что исчезновение девушки расследует человек, которому невозможно доверять. И который по большому счету и сам себе доверять не может.
Поскольку весь фильм снят реалистично и без визуальных изысков (за исключением небольших экспрессивных фрагментов, маркированных иной визуальной стилистикой), отличить правду от пьяной фантазии Рэйчел оказывается возможным далеко не всегда. Чтобы у зрителя, который вместе с Рэйчел распутывает интригу и одновременно открывает тайны личной жизни героини, появился шанс докопаться до правды, режиссер дополняет фильм «метками реальности» других персонажей, с помощью которых необходимо будет перепроверять происходящее.
Их истории изобретательно разбросаны по хронологической «прямой». То уходят на несколько лет назад, приоткрывая болезненную травму, объясняющую нынешние события, то возвращают на пару дней в прошлое, расцвечивая интригу новыми деталями.
К примеру, вроде бы счастливая в браке Меган (Хейли Беннетт) — та самая пропавшая девушка — оказывается глубоко неудовлетворенной и своей работой, и требованиями мужа завести ребенка. Тайны за благополучным фасадом семейного уюта скрывает и Анна (Ребекка Фергюсон) — соперница Рэйчел, когда-то любовница ее мужа, а теперь — его новая жена.
Изучение многосложных характеров героинь держит в напряжении, пожалуй, больше, чем сама детективная история.
Объемные женские образы вообще являются украшением фильма — в отличие от мужских персонажей, тоже представленных разнообразно, но скорее укладывающихся в шаблон.
Собственно, вокруг Рэйчел расцветает женское царство — подруга, у которой она живет после развода, женщина-детектив, расследующая пропажу Меган, даже встреченная в поезде супруга бывшего начальника бывшего мужа, на вечеринке у которой Рэйчел когда-то упилась в дрова, чего до сих пор очень стыдится.
Впрочем, в первую очередь фильм в единое целое «стягивает» Эмили Блант — без актерских талантов исполнительницы главной роли, располагающей зрителей к не всегда привлекательному персонажу, он был бы невозможен. Она филигранно создает очень живой и человечный образ и не чурается демонстрации неприглядно-достоверных, а порой и попросту отталкивающих деталей существования с алкогольной зависимостью.
В итоге получается картина именно про Рэйчел — ту самую «девушку в поезде». Расследование в первую очередь ее собственной жизни, где она — и следователь, и подозреваемый, и жертва.
Сюжеты о проблемах с памятью, которая постоянно предает героя, расследующего одновременно и преступление, и собственные фантазии, не новы для кинематографа. Герой знаменитого фильма Кристофера Нолана «Помни», запустившего его голливудскую карьеру, в поисках убийцы жены не мог удержать в памяти ничего дольше 15 минут. Во французском фильме Николя Бухрифа «Кортекс» следствие вел пожилой бывший полицейский, страдающий болезнью Альцгеймера.
Выигрышной особенностью «Девушки в поезде» является соединение детективной линии с глубоким взглядом на психологию семейных отношений, в которых — реальные проблемы персонажей фильма.
При этом эмоциональность, мощно транслирующаяся героинями, не захватывает режиссера. Взгляд Тейта Тейлора, конструирующего многоголосие сюжетов и версий, не лишен жесткости и некоторой мрачной иронии, целиком основанной на реалиях семейного быта и пития, но остается максимально трезвым. Это позволяет ему мастерски регулировать психологическое напряжения истории, доводя ее до убедительного финального знаменателя развязки.
Автор: Сергей Васильев